История карт Таро

Колода The Mary-el Tarot и ее задача — поведать вам об удивительных сокровищах, которые вы можете найти в простых, но завораживающих 78 кусочках раскрашенного картона.
Вскопать грязь, посадить зерно и затем наблюдать, как росток пробивается сквозь тьму к поверхности, где ему удастся, наконец, преодолеть давление, вырваться под свет луны и томиться в ее бледном сиянии.
Я хочу, чтобы колоде удалось изумить вас диковинными истинами и великолепными образами, которые насквозь пронизывают ее рисунки, возможностью заглянуть в прошлое и бросить взгляд в будущее.
Старшие Арканы, великая тайна, которая зародилась в мрачном Средневековье, в тисках Черной Смерти, но, при этом, в наиболее творчески активный период в истории человечества. СА — это универсальный ключ; азбука, с помощью которой каждый может написать имя любого существа и любой сущности, даже имя Бога.
Что касается Младших Арканов — то их можно уподобить стихам, написанным с помощью этой азбуки.
Я хочу рассказать вам, что Младшие Арканы ничуть не менее значимы, чем Старшие, и о том, какая превосходная, прекрасная соразмерность существует между ними, как они изображают мир телесный и духовный, и то как они участвуют во взаимном сотворении, как они сливаются, и о том, что они действительно равны, как равны и представляют собой единое целое, как два круга лемнискаты. О том, как Младшие Арканы отражают различные аспекты наших тел и душ, и о том, как они заставляют нас отправиться в путешествие для того, чтобы исследовать эти особенности, найти их, взрастить, умерить рост или развить их, и, наконец, воссоединить их вместе в кипящем горниле prima materia наших тел. А затем — слияние, божественное равновесие, и превращение в просветленное существо, способное воплотить свою истинную волю в этой жизни. Но, прежде всего, Таро — это отражение наших душ, которые в свою очередь — отражение мудрости вселенной.

Ницше писал: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты вглядываешься в бездну, то бездна тоже вглядывается в тебя». Этим он говорит о нашем врожденном страхе перед бездной. Мы боимся того, что будем запятнаны, осквернены ею при малейшем прикосновении, независимо от того, насколько чисты наши намерения.
Самый простой (но не единственный) способ увидеть бездну — это самоанализ, взгляд внутрь себя. Сначала это не кажется сложным, но, подобно бездне, внешнее спокойствие обманчиво и за спокойной поверхностью скрыта бездонная яма, полная демонов и чудовищ. Но там же — и наша собственная истинная воля, все, что мы когда-либо хотели познать, и наше спасение; однако необходима решимость, чтобы нырнуть туда или дурость, чтобы свалиться туда случайно.
Так же и движение по пути Старших Арканов начинается с того, что Дурак уходит в горы, в неизвестность. Он продолжает двигаться, меняться и развиваться в следующих картах СА, переходя от состояния чистой невинности к состоянию божественного опыта. И далее через 56 МА, где он получает земное рождение в виде колесницы, и трона (и сандалии).
Вид на бездну — это изображение Луны и Жрицы, это контуры храма, это очертания древа жизни, это Меркаба, это кадуцей! Это проход между небом и землей, между микрокосмом и макрокосмом, между вечностью и бесконечностью. Это горизонт, открытый во все стороны.
Бездна — это мир жизни и смерти, куда мы делаем резкий шаг, подобно Дураку, для того, чтобы познать все великолепие этой прекрасной жизни.

Примечания:
1 В оригинале «Landscapes of the Abyss», так же называется и вся книга, буквально – «Пейзажи с видом на бездну», «Изображения бездны» или «Бездна. Виды». При выборе названия я учитывала включенную автором в текст цитату из Ницше, а также работу Алистера Кроули, в которои он делится личным опытом вхождения в бездну («Видение и голос»/ «The Vision and the Voice»). Кроме того, бездной , по замыслу автора, полагается не только любоваться (как пейзажем), но и пересечь ее. Спасибо Рене за подсказанный вариант названия.

2 В оригинале «in open air» — букв. «на открытый воздух», но есть и переносные значения от «на волю» до «в никуда»

ИСТОРИЯ

Путник встречает на дороге трех мертвецов и они говорят ему: «Мы были тем, кто ты сейчас; мы — те, кем ты станешь».

Мы не можем знать всего, что происходило в голове первого создателя козырей Таро, но можем найти подсказки в искусстве того времени.
Добрая часть населения Европы исповедовала христианство и имела скрытую тягу к эзотерике, мрачную и болезненную, как это видно во многих произведениях жанра Danse Macabre (Пляска Смерти) или memento mori.
Memento mori — жанр, популярный в Средние Века.
Центральными персонажами его были смерть, трупы, ангелы, скелеты и так далее, а главной задачей — напоминание о смертности; Memento mori и означает «помни о смерти». В жанре Danse Macabre выполнялись иллюстрации, картины, фрески и литературные произведения, Смерть выступала в них в виде танцующего трупа или скелета, зазывающего людей в эту пляску — прямиком в раскрытую уже могилу. Смерть зовет всех: младенцев и девушек, купцов, королей и даже Римского Папу; не имеет значения, кем они были и что они чувствовали, завершили или нет свои дела, насколько знатны и добры они были; если пришло их время, за ними придет Смерть.
Перед Смертью и в могиле все равны. Человек рождается на этот свет голым и уходит, не имея ничего; смерть неизбежна и безжалостна.
Memento mori, Пляска Смерти, другие мрачные образчики искусства средних веков и, возможно, даже Таро, призваны служить напоминанием, что каждый должен быть в любой момент готов к приходу Смерти.
Период между 1300 и 1400 годами был тяжелым временем, сопровождавшимся перенаселением, голодом, Столетней войной, политическими, социальными и религиозными потрясениями и Черной смертью, несколькими волнами прокатившейся по Европе. В результате в танец со смертью были втянуты две трети населения.

Смерть:
Господин император, теперь мы должны плясать.
Император:
О смерть, уродливое создание.
Ты изменяешь все мое существо.
Я был мощен и богат,
Выше всех поднялась моя власть,
Короли, князья и господа —
Все должны были меня приветствовать и прославлять.
И вот приходишь ты, ужасное явление,
Чтобы сделать из меня пищу для червей.
Смерть:
Ты был коронован, ты должен это понять,
Чтобы защищать и охранять
Свою церковь христианства
Мечом справедливости,
Но придворная жизнь тебя ослепила,
Так что ты и себя не стал узнавать.
Мое прибытие не вмещается в твои понятия.1

В тех же условиях были созданы и 22 козыря Таро, которые почти идентичны персонажам в Пляске Смерти. Обстоятельства могли дать ощущение того, что Бог играет с людскими жизнями, настолько низко оценивая их, неудивительно, что культура и искусство того времени пронизаны черным юмором, болезненностью и навязчивыми идеями смерти.

«… в стенах города Флоренции умерло, как полагают, около ста тысяч человек, тогда как до этой смертности, вероятно, и не предполагали, что в городе было столько жителей… Сколько крепких мужчин, красивых женщин, прекрасных юношей, которых, не то что кто-либо другой, но Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы вполне здоровыми, утром обедали с родными, товарищами и друзьями, а на следующий вечер ужинали со своими предками на том свете!
… надежда либо нищета побуждали их чаще всего не покидать своих домов и соседства; заболевая ежедневно тысячами, не получая ни ухода, ни помощи ни в чем, они умирали почти без изъятия. Многие кончались днем или ночью на улице; иные, хотя и умирали в домах, давали о том знать соседям не иначе, как запахом своих разлагавшихся тел. И теми и другими умиравшими повсюду все было полно… Так как для большого количества тел, которые, как сказано, каждый день и почти каждый час свозились к каждой церкви, не хватало освященной для погребения земли, особливо если бы по старому обычаю всякому захотели отводить особое место, то на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы».

Джованни Бокаччо «Декамерон»/перевод Н.М.Любимова

Но есть и значительное отличие Таро от Пляски Смерти. В Пляске Смерти, Смерть венчает иерархию, и избежать ее невозможно, но в Таро структура продолжается и после Смерти, включает такие сущности как Солнце, Луна, Дьявол и понятие Спасения. Таким образом, в Таро есть надежда на существование жизни после смерти, и на то, что есть нечто большее, чем жизнь и смерть.

Примечания:
1 Отрывок из «Любекской Пляски Смерти» автор перевода неизвестен

ОБЪЕДИНЕНИЕ СТАРШИХ И МЛАДШИХ АРКАНОВ

Позже, в Италии эпохи Возрождения, 22 Старших Аркана были объединены со стандартной колодой из 56 игральных карт и, таким образом, прекрасные carte da trionfi, ныне известные как Таро, были созданы.
Долгие годы Таро использовалось по большей части для разного рода игр, и, наконец, в середине 18-го века человек по имени Эттейла (псевдоним Жана-Батиста Альетте) создал систему предсказания /с использованием Таро/ и стал первым профессиональным картомансером. Он опубликовал свой метод и обучил ему несколько сотен учеников. Его идеи в настоящее время широко распространены по всему миру.
Затем Таро привлекло внимание великих оккультистов Викторианской эпохи, которые видели в нем универсальный ключ и использовали в качестве основы, на которой держались их оккультные и эзотерические философские системы.
В этот период были созданы две колоды, оказавшие широкое и значительное влияние на современное Таро: Таро Райдера — Уэйта и Книга Тота.
Колода Райдера-Уэйта особенно повлияла на популяризацию Таро, поскольку ее младшие арканы были искусно иллюстрированы событиями повседневной жизни, что прекрасно подходило для предсказаний и для рассказывания историй.
В конце 20-го века, по мере того, как Таро стало более доступным, количество колод возросло многократно, также как и количество практиков Таро. Таро стали использовать для своих целей художники и писатели, язычники, последователи new age и психологи. Таро даже стало обрамлением для символов поп-культуры и объектом вожделения для коллекционеров, наслаждающихся разнообразием художественных стилей и символики в едином и давно известном образе.
Но традиционный старый Марсель, таинственный Райдер-Уэйт и оккультный Тот — вот три столпа, на которых продолжает держаться современное Таро.

Поделится
Семичастно Евгений

Семичастнов Евгений
«Таро Карта Дня»
Подпишись на Telegramm канал
Либо задай вопрос лично
Телефон: +79509107393